1 июля в газете “Постимеес” было опубликовано открытое обращение Родителей Эстонии:
http://pluss.postimees.ee/3242039/mtu-eesti-vanemad-avalik-poordumine
“Здравствуйте, уважаемые читатели.
Мы, Родители Эстонии, решили высказаться на страницах газеты Постимеес в связи с недавней публикацией серии статей о нашей деятельности. Нам есть, что добавить к мнению Ильмара Раага и Аннели Аммас, и в первую очередь, мы хотели бы выразить благодарность. Благодарность за то, что люди продолжают беспокоиться о безопасности нашей страны и живущих в ней детей в такое нелёгкое для нас всех время.
Не секрет, что мы живём в эпоху больших геополитических игр. Мир меняется на глазах, международная политическая обстановка становится всё более напряжённой. Сильные государства стараются перетянуть (сознательно не будем говорить “подчинить”) на свою сторону государства более слабые, чтобы использовать их для своих целей, таковы правила большой политики. В этой ситуации у маленькой Эстонии как у полноправного члена Евросоюза есть своя хоть и маленькая, но важная роль. И зная об этой роли, Эстония всеми силами стремится не попасть под влияние большого геополитического соседа, т.к. наша страна в известном конфликте заняла сторону Европы.
В этом свете желание советника по психологической безопасности правительства найти политическую подоплёку в мотивах нашей деятельности совершенно оправдано. Более того, мы полностью согласны в том, что Эстония должна быть абсолютно самостоятельна в своих решениях, когда дело касается её внутренних дел, особенно, если речь идёт о подрастающем поколении. И тем приятнее будет узнать читателям Постимеес, что мы подхватили начинание Ильмара Раага и продолжили расследование участия других стран в политике нашей страны. И в этот раз мы можем предъявить не только ничем не подкреплённые подозрения, а вполне реальные факты в пользу того, что другие государства всё-таки влияют на законы нашего государства. Но обо всём по порядку.
Изначально наше объединение было созданы в целях защиты прав детей и родителей от необоснованного разрушения семьи со стороны государственнх структур, что стало уже нередким делом в Европе. По этому поводу в апреле этого года в Совете Европы была даже принята резолюция, призывающая изменить современную неэффективную систему защиты детей в Европе. В этой резолюции отмечается, что соцслужбы, призванные защищать права детей, стали необоснованно часто разлучать детей и родителей, в то время как дети, которым по-настоящему угрожает опасность, зачастую продолжают оставаться без помощи со стороны государства. И так как масштабы этой ситуации становятся всё более угрожающими, то люди, серьёзно относящиеся к правам детей (и в нашей стране в том числе), не могли не обратить на это внимание.
Но наши родители заволновались ещё до принятия данной резолюции, когда в прошлом году на суд общественности был представлен новый проект закона о защите детей. И было отчего: если сравнить с прежним законом, то в новом законе по непонятным причинам исчезли некоторые важные пункты, которые декларируются в Конвенции о правах ребенка – право знать своих родителей и на заботу с их стороны, а также утверждение о том, что семья является лучшим местом для роста и развития ребёнка (примечание: после протестов нашего НКО утверждение о ценности семьи было возвращено в закон). Закон был сильно изменён по своей сути, и в новом варианте совершенно чётко видно, что теперь ребёнок рассматривается государством как совершенно самостоятельная единица, на юридическом уровне мало связанная со своей семьёй. Что, естественно, не может не иметь последствий в сфере применения закона.
По существу, мы имеем дело с двумя кардинально отличающимися законами и проистекающими из них целями. Если нынешний Закон о Защите Детей устанавливает международно признанные права, свободы и обязанности ребёнка и их защиту в Эстонском государстве, являясь по содержанию законом, защищающим конкретно ребёнка и семью, то в новом законе все эти понятия по существу нарушены или большинство просто исключено, что вызывает недоумение у изучающих закон юристов, не говоря уже об обычных людях. Реальная цель нового Закона о Защите Детей состоит в организации работы соцслужащих и было бы корректнее назвать его Законом об Организации Защиты детей, и в такой форме это было бы даже необходимо сделать. Параллельно, стоило бы оставить в силе нынешний Закон о Защите Детей, куда можно можно и нужно бы внести необходимые изменения. К сожалению, было прецеденты, когда закон, регламентирующий какую-то работу, отменял регулировавший права, свободы и обязанности закон, вызывая таким образом больше проблем в обществе вместо их решения, когда ребёнка рассматривают как отдельно стоящий от семьи объект.
Ответ на вопрос о причинах столь формализованного подхода к правам ребёнка нашёлся в пояснительной записке, где прямо говорится о том, что основой для нашего нового закона стал аналогичный закон в Норвегии, где “хорошо реализовано обеспечение благополучия детей”.
Но почему так хорош именно норвежский закон? И не может ли это быть связано с тем, что именно Норвегия уже не первый год выделяет Эстонии немалые деньги на развитие системы защиты детей? К примеру, в 2012 году была утверждена программа, по которому Эстония получит от “Норвежских грантов” 6,5 миллионов евро на проект под названием “Дети и молодёжь в опасности”. Помимо этого, наше Соцминистерство также получило от Норвегии почти 13 миллионов евро на развитие других сторон нашей социальной сферы на период 2009-2014 годов. Самое интересно, что во всех этих программах мы не нашли упоминания о том, что финансирование хоть как-то пойдёт на борьбу с бедностью, которая в последние годы стала просто бичом для Эстонии – уже 1/3 населения живёт у нас за чертой бедности (напомним, что 10% детей у нас живут в абсолютной, а еще 20% — в относительной бедности ) Между тем, по данным MTÜ SOS Lasteküla, в этом году именно из-за бедности под угрозой изъятия из семей оказалось ни много ни мало 7000 детей. Поэтому и у нас возникает закономерный вопрос – а так ли независима Эстония от влияния на своё законотворчество со стороны других государств? Ведь если относительно вмешательства в наши внутренние дела со стороны “большого соседа” у кого-то есть только смутные предположения (ничем фактически не подкреплённые), то что касается ситуации с реальным финансированием нашей социальной сферы, то всё предельно открыто: поступают большие деньги, законы изменяются и все спокойно это наблюдают. По сути, это означает явный конфликт интересов, когда благодаря деньгам при давлении иностранного государства без весомых аргументов вводится не подходящий для нашего правового поля закон.
Только вот не стоит забывать, что то, за чем мы спокойно наблюдаем сегодня, может обернуться очень неприятными последствиями уже завтра. И что не стоит бездумно перенимать зарубежный опыт, не учитывая чужих ошибок.
Мы верим, что у Эстонии есть свой путь и что наше государство имеет право проводить независимую политику по крайней мере в том, что касается её внутренних дел. Ведь наши дети – это самое дорогое что у нас есть. И мы хотим, что бы счастливых и благополучных детей и семей в Эстонии было как можно больше.
С уважением,
Родители Эстонии”
Это сообщение также доступнo в: Эстонский